Новости

"Вкусно кролик" – и точка

Роман Пудышев вместе с женой Анной всегда хотели вести свой бизнес. Идея заниматься кролиководством пришла в 2010 году.

Кроличья ферма обосновалась в селе Самбек Неклиновского района Ростовской области. Сейчас поголовье насчитывает около 36 тысяч особей.

Пудышевы раскручивают собственную марку — «Вкусно кролик», мясо можно купить в популярном сервисе быстрой доставки продуктов питания, местных торговых сетях, а в скором времени оно появится и в сетевых гипермаркетах.

Три гранта за 10 лет

Роман Пудышев — единственный фермер в Ростовской области, который занимается промышленным кролиководством. Пришла такая идея… благодаря индейке. В 2010 году, когда он был представителем компании «Евродон», заметил, что на полках не хватает другой фермерской продукции.

— Изучив ассортимент, мы остановились на мясе кролика. «Продукция из мяса кролика будет самая близкая к культуре потребления фермерской продукции и самая доступная», — объясняет фермер.

В 2011 году был запущен первый экспериментальный корпус, который находился в населенном пункте Морской Чулек.

— На нем мы полностью испытали технологию, от домашнего выращивания до профессионального содержания кроликов, откатали технологию искусственного осеменения, сохранения поголовья после родов. И когда вышли за пределы местных рынков, столкнулись с тем, что нужен процесс сертификации. Поняли, что одним фермерским корпусом мы не обойдемся. Нужно строительство бойни, — вспоминает наш собеседник.

По российскому законодательству не разрешалось построить бойню рядом с имеющимся корпусом, в идеале надо было искать уже готовое решение. Например, купить здание фермы, которое уже было построено в соответствии со всеми нормами.

В 2012 году кроликовод обратился в районную администрацию, и там посоветовали связаться с СПК «Колос», который продавал ферму в Неклиновском районе. На ней ранее содержались свиньи. Сами здания были в плохом состоянии, но зато среди них имелся зарегистрированный по всем правилам убойный пункт.

При запуске кролиководческого предприятия было очень сложно, как признаётся фермер, но всё удалось преодолеть.

“— В тот же год стартовала программа помощи начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам. Тогда я выиграл этот грант, и вся сумма гранта ушла на приобретение земли и корпусов, которые мне интересны. Далее я воспользовался программой помощи семейным животноводческим фермам. Средства ушли на приобретение высокопроизводительных импортных пород кроликов. В 2022 году при содействии Центра компетенций получил еще один грант для развития семейной животноводческой фермы. В итоге получил три гранта, — рассказывает Роман Пудышев

Ставка на французский гибрид

На ферме внедрена была сначала итальянская, а затем французская технология интенсивного содержания кроликов. Завоз новых голов производится раз в 1,5 года. Французский гибрид хиколь был выбран благодаря высоким показателям продуктивности. Среди них — быстрое взросление крольчат, а также восстанавливаемость после родов. Это дает возможность покрыть самку через 7-10 дней после родов. То есть крольчиха может еще кормить детенышей, но при этом уже носить новое потомство. Кроме того, порода отличается высокой молочностью, по сравнению с другими популярными породами, такими как белый великан, калифорнийская.

Чтобы познать тонкости выращивания именно гибрида хиколь, Роман Пудышев ездил на фабрики этой компании и получал там практический опыт.

В России, не смотря на распространенность кролиководства в СССР, не было ни одной технологичной фермы, которая бы проводила обучение или в принципе бы показала свою технологию.

“— Есть селекционные фермы, но они применяют несколько иную технологию — деревянные шеды Михайлова, модернизируя под свои нужды. Но они не дают высоких производственных показателей, наблюдаемых при содержании по европейскому типу, — отмечает наш собеседник.

Чтобы добиться высоких показателей продуктивности, необходимо подобрать правильный корм и не допустить болезни, считает он:

— Гранулированный корм мы заказываем на комбикормовом заводе. Есть компании, которые сами производят корм, но они сталкиваются с проблемами. Кроличий корм — один из самых сложных в производстве из-за высокого (28%) содержания в корме травяной муки. Её очень тяжело гранулировать, так как нужен серьёзный гранулятор. Также есть секреты по созданию такого корма по балансу питательных веществ, чтобы на нём кролик себя хорошо чувствовал и набирал вес.

Высокое требование предъявляется и к воде. На ферме стоит обратноосмотическая установка по ее очистке, которая убирает примеси и бактерии.

Цель — развитие бренда «Вкусно кролик»

Мясо кролика хоть и дорогое, но имеет своих ценителей. Например, его приобретают те, кто страдает от аллергии, восстанавливается после тяжелой болезни или при пищевой непереносимости какого-либо вида мяса. Отличается оно и тем, что не обладает специфическим запахом.

Крольчатина востребована в санаториях, в гостиничных комплексах. Однако Роман Пудышев считает, что будущее фермы — в развитии собственной торговой марки, через которую можно популяризировать мясо кролика.

В 2015 году он зарегистрировал торговый знак «Вкусно кролик». Мясо фасуется в специальные плотные вакуумные упаковки. Продаются не только привычные потребителю тушки кролика, но и другая, более простая в приготовлении и привычная для домохозяек продукция: фарш, спинка, окорочок, лопатка…

“— Сейчас продукция представлена на Ozon fresh — поставки ведутся и в Крым, и в Сочи. Мясо можно купить в локальных сетях, например, «Тесей», «Мясные традиции». В ближайшее время начнутся поставки в гипермаркет «Магнит Семейный». Мы и до этого работали с сетями, но не напрямую. Сейчас заключаем с сетями прямые договоры, — объясняет Роман Пудышев.

Фермер признается, что при заключении договоров прямых поставок с федеральными ретейлерами есть свои сложности. В первую очередь, это скорость обработки документов. Однако наш собеседник уверен, что и с этими сложностями он справится и они стоят затраченных усилий. Ведь прямой договор с сетью даст возможность продавать мясо по более доступной для потребителя цене, а следовательно, работает на главную цель — популяризация употребления знаменитого «высокоусваяемого мяса».